Главная

История

Документация

Кафедра социально-гуманитарных наук

Лаборатория практической психологии в системе образования

Лаборатория социальной психологии

Методический отдел

Отдел кадров

Отдел профилактики наркомании

Отдел психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в ДОУ

Отделы психолого-педагогического и социально-педагогического сопровождения образовательных учреждений Самарской области

Редакционно-издательский отдел

Наши методические разработки

Ученый совет

Госзадание МОиН

График курсов повышения квалификации

Региональное отделение федерации психологов

Международная ассоциация школьных психологов

Конференции и семинары

Дополнительные услуги

Он-лайн консультации психолога

Контакты

Мы сотрудничаем

Благодарности и отзывы

Архив



Международная ассоциация школьных психологов

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ШКОЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ*

*Термин «школьная психология» используется в широком смысле и адресован профессионалам, прошедшим подготовку в области психологии образования, а также тем специалистами, которые оказывают психологические услуги детям, подросткам и семье в целом, содействуя их росту и развитию. Использование термина «школьная психология» не ограничивается обозначением психологических услуг в школах, а включает все виды психологических услуг для детей, подростков и их семьей. Также этот термин «школьная психология» может быть использован в работе других специалистов, имеющих отношение к воспитательному и образовательному процессу. В этом контексте «школьная психология» и «психология образования» являются синонимами.

Следующие принципы раскрывают понятие школьной психологии и выполняют образовательную функцию для тех, кто готовится стать школьным психологом, и заинтересован в лучшем понимании школьной психологии. Эти руководящие принципы, которые определяют школьную психологию, не предполагают упразднение или замену тех принципов, которые утверждены национальными психологическими ассоциациями, ассоциациями школьных психологов или национальными образовательными учреждениями, а лишь расширяют представления специалистов о природе и содержании школьной психологии. Более того, эти принципы являются тем минимумом, который должен быть принят во внимание при оказании поддержки, направленной на улучшение качества и развитие школьной психологии в различных странах. Как указывается в этом документе, данные принципы ориентированы на то, чтобы поддерживать местные, региональные, или национальные ассоциации, ресурсы которых позволяют обеспечивать развитие школьной психологии.
В разных странах существуют значительные различия в развитии специальности школьной психологии. В некоторых, эта специальность уже сформировалась и имеет длинную историю, и, вероятно, будет соответствовать тем критериям, которые отражены в данном документе. В других странах специальность школьного психолога еще находится в стадии становления и имеет небольшую историю. В странах, где школьная психология только появляется, эти принципы могут быть использованы при определении стратегии и тактики ее развития. Таким образом, определение школьной психологии, представленное в этом документе, устанавливает основные принципы, в соответствии с которыми будет организовываться работа в сфере школьной психологии в течение нескольких лет. Школьная психология в той или иной стране не может оцениваться только по соответствию изложенным в данном документе принципам. Кроме того, эти принципы не должны использоваться для ретроспективной оценки деятельности школьных психологов разных стран. Более того, эти принципы построения и развития школьной психологии являются живым документом, и будут периодически подвергаться коррекции в пределах Международной Ассоциации Школьных Психологов (ISPA). Различные методы и направления, которые обсуждаются в данном документе, сложились исторически и определили современное лицо школьной психологии. Активное развитие школьной психологии в последние годы говорит о ее жизнеспособности и востребованности в современном обществе.

Сущность школьной психологии

1. Школьный психолог должен иметь профессиональное высшее образование или закончить специальную программу по подготовке школьных психологов на факультете или отделении психологии или психологии образования, или в школе образования, административном союзе в профессиональной школе.

2. В странах, где имеются профессиональные ассоциации психологов или школьных психологов, уровень образования специалиста и характер их профессиональной подготовки и работы позволяет им быть членами профессиональной ассоциации школьных психологов.

3. Программа школьной психологии будет аккредитована в тех странах, где возможна аккредитация. Также, должны быть предприняты усилия для развития (организации) процедур аккредитации, там, где этого еще нет.

4. Программы подготовки школьных психологов имеют следующие особенности.
4.1 Программы подготовки школьных психологов предполагают интеграцию курсов по психологии и педагогике, делая значительный акцент на психологии образования и обеспечении психологического сопровождения образовательного процесса.
4.2 Программа имеет соответствующие характеристики, где указано: кто несет ответственность за содержание программы, подготовку студентов по данной программе, за характер оценивания знаний студентов.
4.3 Профессионал, имеющий соответствующую квалификацию в школьной психологии, несет административную ответственность за представленную программу.
. 4.4. В программе должна быть указана категория учащихся, на которых ориентирована данная программа, и условия ее реализации.
4.5 Обучение и профессиональная подготовка школьных психологов должны учитывать последние данные научных исследований и разработок, быть ориентированными как на традиционные, так и на вновь появляющиеся запросы на оказание психологических услуг, которые должны быть реализованы в процессе профессиональной деятельности. Кроме того, подготовка школьных психологов должна быть практикоориентированна с учетом реальных проблем возрастной психологии, психологии развития, социальной психологии, с которыми психолог – практик будет сталкиваться в процессе своей профессиональной деятельности в школах и других учреждения, где он будет работать.
4.6. Программа обучения школьных психологов включает основной учебный план, базирующийся на изучении основных областей психологических и педагогических знаний, которые необходимы психологу – практику, и информации, позволяющей учитывать особенности социо-культурного контекста.
4.7. Профессиональная подготовка школьных психологов включает обучение основным методам школьной психологии: наблюдению, интервенции, консультированию, составлению развивающих программ, супервизии и исследовательской деятельности.
4.8. Студенты приобретают знания и опыт, работая в различных учреждениях, которые предоставляют услуги школьных психологов. К этим учреждениям можно отнести образовательные учреждения, больницы, агентства и другие учреждения. Практические навыки предполагают овладение как индивидуальными, так и групповыми формами работы, умение работать как в государственных, так и частных учреждениях.
4.9. Студенты осваивают различные методы и способы оценки: психологический, поведенческий, социальный, медицинский и экологический. Методы индивидуальной и групповой оценки включают оценку не только индивида, но и оценку социального и экологического контекста, которые могут влиять на поведение людей. Методы оценки всегда рассматривают поведение индивида как результат взаимодействия человека и среды.

5. Оценка относится к образовательной, социальной, психологической, нейропсихологической, лингвистической и профессионально-технической оценке, анализу и диагнозу младенцев, детей, подростков и взрослых.
5.1 Оценка может осуществляться в различных условиях, включая школу, семью, агентства социального обслуживания, больницы, места заключения и реабилитации.
5.2 Процедуры включают, но не ограничиваются рассмотрением существующих отчетов наблюдения, записей, интервьюирования и тестирования.
5.3 Первичная цель оценки состоит в том, чтобы точно описать интеллектуальное, академическое, эмоциональное, социальное, личностное, адаптивный, языковое, психомоторное, профессионально-техническое, и нейропсихологическое развитие, особенности темперамента и статус, а так же их значение. Другие важные цели оценки состоят в том, чтобы помочь в определении этиологии нарушений, в планировании и оценке вмешательств, и в организации превентивных мер.

6. Школьные психологи вовлечены в различные формы деятельности, направленной на поддержку развития, обучения и совершенствования персонала, школы, семьи, и других социально-психологических ресурсов а также на уменьшение трудностей адаптации детей.
6.1. Для сопровождения и оптимизации развития младенцев, детей, подростков и взрослых в следующих областях: интеллектуальной, академической, эмоциональной, социальной, а также в сфере развития личности, адаптации, языка, психомоторного развития, профессионально-технического и нейропсихологического, может быть разработана интервенция.
6.2. Интервенция предполагает работу школьных психологов непосредственно с индивидами, группами, или образовательными учреждениями напрямую или косвенно. Например, через консультацию с преподавателями, руководителями, и другим персоналом образовательных учреждений, родителями и другими членами семьи, а так же с другими профессионалами и средним техническим персоналом. Кроме того, школьные психологи обеспечивают связь между школой и другими сообществами на регионально и национальном уровнях.
6.3. Интервенция может быть направлена на профилактику и предотвращение проблем развития, на минимизацию трудностей в случае отклонений в развитии, на стабилизацию в случае инвалидности, и работу по обеспечению основными и необходимыми услугами тех, кто находится в группе риска в течение нескольких лет.
6.4. Основные услуги включают, но не ограничиваются рекомендациями и другими формами терапевтических услуг, обучения, тьюторинга (наставничество, индивидуальные и групповые занятия, рецензирование работ, сопровождение), и других интервенций, в которых школьный психолог лично работает с одним или более людьми, нуждающимися в его услугах. Дополнительные услуги включают, но не ограничиваются оценкой и планированием программы, поддержкой профессиональной подготовки, супервизией, консультацией, сотрудничеством, исследованием и оценкой, и другими методами, необходимыми для оказания услуг другим со стороны школьного психолога.

7. Консультация является одним из распространенных методов в деятельности школьного психолога.
7.1. При оказании консультационных услуг, как правило, используются методы, направленные на сотрудничество и организацию совместной деятельности по решению проблем. Консультационные услуги можно предложить преподавателям и другому персоналу образовательного учреждения, другим профессионалам, религиозным и другим общественным лидерам, родителям, и правительственным чиновникам местных, региональных, национальных, и международных уровней. Школьный психолог в процессе консультирования становится членом команды наряду с другими профессионалами, родителями, учащимися.
7.2. Консультационные услуги содействуют продвижению знания о психологии. Консультация может включать помощи в планировании и оценке программ, направленных на развитие познавательных, эмоциональных, социальных, адаптивных, языковых, психомоторных, нейропсихологических, и профессионально-технических способностей школьников. Консультации также могут быть направлены на усиление понимания и развитие способностей преподавателей, администраторов, и родителей поддерживать развитие детей. Консультации направлены на создание положительного климата в различных сферах жизнедеятельности учащихся.

8. Организация и оказание услуг по созданию программ психологического сопровождения всех участников образовательного процесса. Услуги могут включать оценку, интервенцию, координацию, планирование программы, экспертизу учебных планов, систему оценивания и консультацию. Школьный психолог способствует улучшению взаимодействия всех участников образовательного процесса, ответственных за обучение и воспитание младенцев, детей, подростков. Психологическая экспертиза и содействие организации программ психологического сопровождения сосредотачиваются на образовательных, психологических, и социальных проблемах.

9. Психологическое наблюдение предполагает высокий уровень подготовки, а также ответственность психолога за условия оказания психологических услуг.
9.1. Форма и качество психологического наблюдения зависят от особенностей предоставляемых услуг, профессиональной подготовки и личных особенностей психолога.
9.2. Администрация образовательных учреждений несет ответственность за услуги, предоставляемые школьным психологом, работающим в данном образовательном учреждении.

10. Школьные психологи наряду с администрацией образовательных учреждений несут ответственность за качество предоставленных услуг. Ответственность предполагает соответствие требованиям к уровню предоставляемых услуг. Наряду со школьным психологом отвечают за качество услуг школьного психолога как те, кто предоставляет услуги, так и потребители, включая профессионалов, работников со средним специальным образованием, обслуживающий персонал, учащихся, родителей, и всех людей в пределах сообщества. В первую очередь ответственность состоит в том, чтобы гарантировать качественное предоставление школьных психологических услуг.

11. Школьные психологи уделяют внимание организации предоставления психологических услуг, где психологическая теория является основанием для практики психолога. Психологи должны быть хорошо осведомлены относительно теоретических исследований тех проблем, с которыми они работают, чтобы корректировать свою практику и в соответствии с этим предоставлять качественные услуги. Кроме того, школьные психологи могут вносить свой вклад в развитие теории, активно участвуя в различных исследованиях с целью продвижения знания, используемого в школьной психологии.

12. Школьные психологи хорошо осведомлены относительно законодательства и нормативов, которые регламентируют предоставление психологических и образовательных услуг. Кроме того, они работают, чтобы поддерживать соответствующие законы, которые предписывают и продвигают услуги школьных психологов.

13. Школьные психологи хорошо осведомлены относительно профессиональных кодексов этики, которые определяют их профессиональную деятельность, обеспечивают предоставление услуг способами, совместимыми с этикой.

14. Школьные психологи продолжают свое профессиональное развитие в соответствии с действующим законодательством и кодексами профессиональной этики.


Хостинг от uCoz