|
Главная
История
Документация
Кафедра социально-гуманитарных наук
Лаборатория практической психологии в системе образования
Лаборатория социальной психологии
Методический отдел
Отдел кадров
Отдел профилактики наркомании
Отдел психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в ДОУ
Отделы психолого-педагогического и социально-педагогического сопровождения образовательных учреждений Самарской области
Редакционно-издательский отдел
Наши методические разработки
Ученый совет
Госзадание МОиН
График курсов повышения квалификации
Региональное отделение федерации психологов
Международная ассоциация школьных психологов
Конференции и семинары
Дополнительные услуги
Он-лайн консультации психолога
Контакты
Мы сотрудничаем
Благодарности и отзывы
Архив
|
|
Отдел психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса образовательных учреждений Комсомольского и Центрального районов г.о.Тольятти
СОБЫТИЯ
В ноябре 2014 года педагоги-психологи Регионального социопсихологического центра приняли участие в проведении Акции «Внимание, подросток!»
Публикуем отчеты специалистов центра.
Отчет о проведении 1-го этапа акции «Внимание, подросток!
Круглый стол «Жизнь как ценность»
ПРИЛОЖЕНИЕ № 7 К СТАТИСТИЧЕСКОМУ ОТЧЕТУ специалистов отдела психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса образовательных учреждений Комсомольского и Центрального районов г.о.Тольятти
17 мая 2013 года в рамках поддержки национального фонда защиты детей от жестокого обращения на территории муниципальных бюджетных образовательных учреждений Центрального и Комсомольского районов г.о. Тольятти силами педагогов-психологов Регионального социопсихологического центра (при активной поддержке и участии администрации, педагогических коллективов школ) был проведен цикл мероприятий под общей темой «Международный детский день телефона доверий». Данные мероприятия были направлены на популяризацию деятельности телефона доверия в среде детей и подростков, привлечения внимания к детским проблемам взрослого населения, повышения уровня психологической грамотности общества. Информацию о перечне реализованных мероприятий можно увидеть здесь.
ОТЧЕТ о проведении Международного дня Детского телефона доверия
РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ
тема: «ОПТИМАЛЬНЫЙ СТИЛЬ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С ПОДРОСТКОМ»
В декабре месяце в МБУ лицее № 6 г. о. Тольятти проходили собрания для родителей учащихся 6Г и 6Ф классов. Классные руководители вышли к педагогу-психологу с предложением, объяснить родителям как формируется характер подростка.
Исходя из запроса, была составлена следующая структура выступления:
1. ознакомление родителей с акцентуациями характера;
2. ознакомление родителей с типами неправильного воспитания;
3. рекомендации по взаимодействию с акцентуированными личностями.
Результатом родительских собраний должно было стать формирование знаний родителей о характерологических особенностях подростков и особенностях взаимодействия с ребёнком пубертатного периода.
Основной мыслью выступления педагога-психолога являлось то, что ребёнок берёт модель поведения от родителей либо от кого-то из близкого окружения. Рассказывая о каждом типе характера, было уделено внимание причине его формирования, а также ресурсу, на котором строится индивидуальный подход при контакте с акцентуированной личностью.
Материал родительского собрания «оптимальный стиль взаимодействия с подростком» можно посмотреть здесь.
С 21 октября по 30 ноября 2012 года проходила Всероссийская олимпиада по психологии «Профессиональное самоопределение» для учащихся 8-11 классов общеобразовательных школ. По итогам олимпиады, которые были подведены 30 декабря 2012 года, ученица МБУ школы № 1 г.о. Тольятти Савельева Виктория из 11 «А» класса заняла II место, а Власова Мария и Матвеева Надежда из 10 «А» класса заняли III места. Девочек готовила к олимпиаде педагог-психолог Самсонова Ирина Александровна. Хочется надеяться, что эти победы не последние, все победы у нас впереди!
Кабина О.Н. Неделя здоровья
Кабина О.Н. Неделя здоровья-фрагмент
ФРАГМЕНТЫ ЗАНЯТИЙ
КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ
«РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»
Работая школьными психологами, не раз приходилось наблюдать, что желание учиться практически одинаково у всех детей, идущих в 1 класс, но реальная готовность к обучению различна. А ведь одна из основных задач, которые ставит перед ребёнком современная школа, это необходимость усвоения им определённой суммы знаний, умений и навыков. Поэтому проблема развития ребенка в ходе образования, ставшая особенно актуальной в нашем обществе, прежде всего, связывается с вопросом развития познавательных способностей.
Развитие познавательных способностей, обозначено в «Основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы» [«О реформе общеобразовательной и профессиональной школы», 1984] в качестве одной из важнейших задач воспитания и образования дошкольников. Оно имеет решающее значение в подготовке детей к школьному обучению и последующем усвоении ими основ наук.
В последние годы вопросы развития познавательных способностей привлекают все большее внимание как отечественных, так и зарубежных исследователей.
Психолого-педагогические особенности развития познавательных процессов младших школьников проанализированы В.А. Сухомлинским, Н.Н. Подъяковым, Ф.А. Сохиной, Р.С. Немовым. Психолого-педагогические закономерности развития личности в младшем школьном возрасте раскрыты учёными Л.С. Выготским, А.Н. Леонтьевым, С.Л. Рубинштейном. Условия деятельности, способствующие развитию познавательных процессов младших школьников рассмотрели В.А. Николаев, Л.А. Венгер, В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин и др. Особенности развития познавательных процессов младших школьников в игре рассмотрены Н.П. Локаловой, Л.Ф. Тихомировой и др.
Главной особенностью развития когнитивной сферы детей младшего школьного возраста является переход познавательных психических процессов ребенка на более высокий уровень. Это, прежде всего, выражается в более произвольном характере протекания большинства психических процессов (восприятие, внимание, память, представления), а также в формировании у ребенка абстрактно-логических форм мышления и обучения его письменной речи.
Поэтому у ребёнка с недостаточным уровнем интеллектуального развития, плохой памятью, низким уровнем развития произвольного внимания, воли и других качеств, необходимых при обучении, будут очень большие трудности в процессе организации.
Таким образом, возникла необходимость в разработке коррекционно-развивающей программы, направленной на развитие познавательной сферы первоклассников в условиях психопрофилактики.
Практическая направленность коррекционно-развивающей программы состоит в определении наиболее результативных путей, способов и средств, направленных на помощь детям с недостаточным уровнем познавательных способностей, воли и других качеств, необходимых при обучении, чтобы избежать в дальнейшем больших трудностей в процессе обучения.
Основная цель программы: развитие познавательных способностей (внимания, памяти, мышления) с целью улучшения восприятия, переработки и усвоения программного материала, повышение уровня обучаемости детей.
Задачи программы:
• развитие определенных свойств и видов внимания, памяти
• развитие интеллектуальных способностей (мышление);
• развитие познавательной активности;
• развитие воображения;
• расширять общую осведомленность, словарный запас;
• развитие мелкой и крупной моторики;
• создание положительного эмоционального фона;
• развитие коммуникативных навыков.
Программа предназначена для младших школьников (6-9 лет). Занятия проводятся в начале учебного года, 1-2 раза в неделю по 40 - 45 минут. Программа рассчитана на 10 занятий. Программу можно использовать, как в групповой, так и в индивидуальной работе.
Этапы реализации программы: ориентировочный; реконструктивный; закрепляющий.
Оптимальными методами и техниками по развитию познавательных способностей учащихся младшего школьного возраста являются: познавательные игры, разыгрывание различных ситуаций, беседа, рисуночная арт-терапия, сказка-терапия, элементы психотехники.
Проведённая промежуточная диагностика по оценке эффективности реализации программы «Развитие познавательных способностей младших школьников», позволила выявить положительную динамику развития памяти, внимания, мышления, восприятия и воображения у школьников.
Значительно снизилась школьная и межличностная тревожность, повысилась самооценка и уверенность школьников в себе. Учащиеся приобрели способность представлять в рассказах разнообразные характеристики, относящиеся к образу (человеку, животному, фантастическому существу, объекту, предмету и т.п.).
Считаем, что реализация данной программы вносит новизну в организацию, содержание и формы обучения детей, будет способствовать формированию устойчивого познавательного интереса младших школьников, поддержит идею преемственности в образовании.
Наши ростки знаний вырастут вот такими…..
Занятия
по коррекционно-развивающей программе
«Развитие познавательных способностей младших школьников»
Наши ростки знаний вырастут вот такими…..
Материал представлен педагогом-психологом
Регионального социопсихологического центра
в МБУ СОШ № 16 Центрального района г.о. Тольятти
Быковой М.В.
Краснова И.И., Быкова М.В. Как «рассказать» ребенку о своей любви…
- Скажите, пожалуйста, куда мне отсюда идти?
- А куда ты хочешь попасть? – ответил Кот.
- Мне все равно…- сказала Алиса.
- Тогда все равно, куда и идти, - заметил Кот.
Л. Кэрролл. «Алиса в Стране чудес»
В лицее № 6 г. Тольятти проходила, на мой взгляд, интересная форма работы с подростками. А именно, 24 мая состоялась психологическая гостиная с десятиклассниками. Цель данной встречи – близкое спонтанное взаимодействие подростка с педагогом-психологом.
Какие они «будущие взрослые», что их волнует, о чём они мечтают? Тема заданной встречи звучала так «Жизненные цели…Стоит задуматься…»
Первый вопрос ученика был классическим: «Я не знаю кем хочу быть?» И классический ответ психолога: «А что ты хочешь?» К сожалению, родители не всегда хотят услышать своего ребёнка, навязывание своих желаний, представлений о жизни родителями часто можно встретить в семьях. Конечно же, первое, что нужно сделать подростку, ясно точно определить своё «Я хочу» и реалистично «Я смогу», разработать план реализации своих жизненных целей и шаг за шагом осуществлять его. Самый главный и самый трудный вопрос для подростков «Чего я хочу?», нелегко уметь формулировать свои цели, делать их действенными. Педагог-психолог показал ребятам, как формулировать цели через призму определённых правил. «Я смогу» - необходимые для достижения своих целей ресурсы, как их осознать было рассказано в рамках психологической гостиной.
Но нет профессионального самоопределения без самоопределения личностного. И здесь психологом была дана рекомендация, ответить на вопрос «Каким я хочу быть?». Все мы не раз с радостью посещали вечера встреч выпускников и не узнавали своих бывших одноклассников. Тонкая угловатая скромная девочка Лиля превратилась в красивую обаятельную девушку Лилию, имеющую приятные манеры и способную поддержать интересную беседу. Она супермодель. Застенчивый очкарик Паша, постоянно освобожденный от физкультуры, говоривший тихим голосом и неумеющий за себя постоять, вырос в статного солидного мужчину. Он банкир. Разве могли мы предположить, что они так изменяться...? Лишь они знали, какими они хотят быть, они видели себя в будущем. Психолог предложил каждому подростку представить себе такого человека, который олицетворял собой тут уровень достижений, ту область, в которой он хотел бы преуспеть.
В ходе психологической гостиной подростки задавали самые разные вопросы, чувствовалась тревога, волнение при мысли о выборе профессии. Психолог объяснил детям, что они выбирают не профессию, а образ жизни и подойти к этому выбору нужно очень серьёзно. Необходимо сказать, что и в 10-ом классе дети не могут ответить на вопрос: «Что такое профессия?» Редко можно услышать ответ: «Профессия – это способ самореализации», но то, что профессия – это, прежде всего, источник существования, подростки не осознают. И в этом кроется проблема неадекватного профвыбора. Но жизненное самоопределение подразумевает и выбор собственного окружения. «С кем я хочу быть?», - вопрос, на который должен ответить подросток.
Одним из популярных вопросов психологической гостиной был: «Что такое личностный рост?». Собственное развитие, развитие в профессиональном плане, лично, духовном, творческом. Были подробно объяснены принципы личностного роста, наиболее важным из которых, по моему мнению, является: «Важно только сегодня!».
Психологическая гостиная для подростков – очень познавательная форма работы с детьми, даёт возможность узнать, какими проблемами живёт современная молодёжь.
Материал подготовлен педагогом-психологом
Регионального социопсихологического центра
в МБУ лицее № 6 Комсомольского района г.о. Тольятти
Николаевой Т.Е.
И снова о ФГОСах...
22 февраля в МБУ лицее № 6 Комсомольского района г.о. Тольятти состоялась психологическая гостиная для родителей 7Г класса. Подробности здесь
|